«Как развивать творческие способности дошкольников»
20.05.2019Творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
- Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
- Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
- Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка » своих возможностей.
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
- Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
- Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Показатели творческих способностей дошкольников:
— открытость новым идеям, интерес к неизвестному;
— умение выходить за рамки заданной другими ситуации;
— быстрота аналогий, ассоциаций;
— умение подойти к проблеме с разных точек зрения;
— умение вносить что-то новое, высказывать оригинальные идеи;
— высокая познавательная активность, любознательность;
— умение быстро переходить от одного способа решения к другому; переключаться;
-способность воспринимать объекты комплексно, целостно, выделять в них главное.
Советы родителям по развитию творческих способностей детей
- Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка — не следует говорить, как можно улучшить его произведение.
- Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
- Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным). • Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.
- Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты — как бы ни были они неудачны.
- Постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола.
- Активная родительская поддержка, домашнее обучение особенно важны и необходимы в возрасте от 3 до 7 лет. В процессе поддержки идет постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свой талант.
- Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.
- Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.
- Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности.
Задайте вопрос или оставьте отзыв