«Игра в условиях семейного воспитания»

22.04.2018

Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра — это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок — это, без сомнения, играющий ребенок. Игра — определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.

Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происходит в игре, т. к. именно она — желанная и незаменимая в детском возрасте. Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Детская игровая культура служит приобщением ребенка к сообществу людей — взрослых и сверстников, поэтому совместная игровая деятельность является основой накопления культурного опыта и развития навыков творческой деятельности.

Семья — это пространство, в рамках которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей жизни.

Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени — родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование попытаться перенести игровую деятельность в семью.

Игра и игровое общение с ребёнком в семье — это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком, показывая малышу игровые способы, понимал важность игры для малыша. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье — большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино.Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности.

Педагогическая ценность

Дидактические и развивающие игры специально создаются взрослым в обучающих и развивающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Их особенная педагогическая ценность состоит в том, что они одновременно служат и средством организации игрового досуга детей и средством обучения, поскольку в структуру почти каждого занятия в детском саду входит либо дидактическая игра, либо развивающая игра. В дидактических играх ребенок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Цель дидактических и развивающих игр – реализация дидактической и игровой задачи. Дидактическая задача направлена на конкретизацию, уточнение, систематизацию знаний; усвоение способов умственной и практической деятельности; воспитание нравственного отношения к объектам и явлениям предметной, природной и социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников, самого себя. Дидактическая задача определяется взрослым. Для детей цель игры выступает в виде игровой задачи, которая иногда заложена в названии игры – «Угадай, кто позвал?», «Узнаем, что в чудесном мешочке?» и побуждает к активным действиям.

Дидактические игры (от слова «дидактика» — обучение) — это обучающие игры. Они направлены на закрепление определенных знаний и представлений детей. Например, на закрепление названий предметов и явлений, узнавание их по отдельным частям, классификацию предметов.

Дидактические игры могут помочь:

— активизировать учебную работу на занятии, повысить активность и инициативу дошкольников;

— дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

— улучшить взаимоотношения воспитателя с воспитанниками;

— укрепить дружеские отношения в коллективе.

Дидактические игры можно разделить на три основных вида.

Игры с предметами — основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх используют природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно — печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино», «Парные картинки». С помощью настольно- печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Развивающие игры (от понятия «развитие») – это игры, направленные на развитие познавательных психических процессов ребенка (памяти, мышления, внимания, воображения, речи), а также органов чувств (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния).

Классификация развивающих игр.

  1. Игры- забавы – эти игры приносят ребенку радостные переживания. В них полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Обучающая задача такой игры обычно увлекает ребёнка и не требует особых усилий. Например, малышу предлагают поплясать с куклой, а потом выбрать, кому ее передать, или вместе со всеми покружиться в хороводе, побегать и попрыгать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движениями и не обременяют ребят сидением на одном месте.
  2. Игры с ролью. Психологические исследования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью, позже используют свои возможности и значительно легче справляется со многими задачами. Действуя от имени смелых мышек или дружных гусей, ребята учатся незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда сюжетно ролевая игра формируется. Воображение поставленной задачи.
  3. Игры- задачи составляют саму суть игры , ее смысл. Игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового общения детей и средства, с помощью которого можно завоёвывать признание и уважение сверстника. Игры- задачи требуют от ребенка целенаправленной активной умственной деятельности, умения мобилизоваться, сосредоточится, что бы найти верное решение.
  4. Игры — соревнования. Побудительным мотивом здесь является сравнение себя с другими. Однако, игры- соревнования могут оказать отрицательное воздействие на неуверенного в себе, робкого пассивного ребенка. Элементы соревнования используется во многих играх. Они подготавливают детей к правильной оценке своих возможностей и достижений.

Отличие развивающих и дидактических игр состоит в том, что дидактическая игра всегда несёт в себе две функции (1ая и главная – обучающая, 2ая – развивающая), а развивающая игра почти всегда имеет только одну функцию – развития (познавательные психические процессы и разные анализаторы). Поэтому дидактическая игра всегда являются одновременно и развивающей, а развивающая игра далеко не всегда может быть дидактической.

При подборе игр важно учитывать следующее:

— соответствие содержания игры с возрастом детей;

— разнообразие игр;

— эмоциональность и выразительная речь взрослого (родителя) при проведении игры.

Для детей 3- 4 лет проводятся игры на различение объектов и предметов по форме, цвету, величине, виду, вкусу. В основном это – предметные игры.

Для детей 4- 5 лет происходят усложнения: к вышеназванным добавляются игры на различение объектов и предметов по запаху и на ощупь.

Для детей 5- 6 лет усложняются ещё больше: игры на классификацию объектов и предметов, их сравнение, формирование обобщений, узнавание по отдельным частям.

При организации игры необходимо помнить, что с помощью речи и эмоций взрослый (родитель) создает и удерживает интерес к данной игре. Правильные интонационные ударения и паузы, выразительная речь и мимика способствуют быстрому пониманию детьми игровых правил и самого содержания игры.

Одни и те же дидактические и развивающие игры необходимо повторять, но при повторении усложнять дидактическую задачу.

Дома можно использовать разные игры для детей дошкольного возраста. При этом важно соблюдать ряд правил:

— играть нужно каждый день;

— количество игр не должно превышать 2 – 3- х в день;

— начинать нужно с 3 — 5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность игр до 15 мин.;

— использовать в играх наглядный материал – картинки, игрушки, натуральные предметы;

— говоря с ребенком, поворачиваться к нему лицом, чтобы он видел, как вы произносите слова;

— говорить четко, внятно, использовать понятные ребенку слова, объяснять значение незнакомых слов;

— поддерживать своего ребенка, хвалить даже за незначительные успехи.

 

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта